Разработка брендбука — задача для профессионалов

В данной статье мы попробуем ответить на самые распространенные вопросы, возникающие касательно брендбука и всего, что связано с околобрендбуковой темой. Начнем по порядку:

Что такое брендбук?
Брендбук (Бренд Бук, по анг. Brand book) англоязычное понятие состоящее из двух слов: Brand –  бренд, знак, торговая марка и book – книга. В современном рекламно-дизайнерском понимании брендбук – это свод правил по работе с брендом компании (торговой маркой). Понятие "работа с брендом" охватывает очень обширный спектр мероприятий и зависит от многих факторов.

Что собой представляет брендбук?

Это такой красивенький каталог, лежащий на столе у бренд-менеджера. В нем  бренд-менеджер находит все ответы на любые возникающие у него вопросы. А если серьезно, то брендбук обычно представляет собой иллюстрированный каталог формата А3. Данный каталог дублируется в электронном виде в формате pdf. При необходимости каталог брендбука разделяется на отдельные тома или подкаталоги, отвечающие за определенную сферу брендирования. Вид и структура этого каталога может быть любой. Не существует определенных стандартов и четких норм. Даже сама подача и внешний вид каталога брендбука может быть от лаконично-строгого (брендбук банка, кредитного союза, страховой компании) до креативно-прикольного (брендбук кафе, ресторана, ночного клуба). Все зависит от той бизнес-сферы, которую он затрагивает.

  

Содержание брендбука. Что можно узнать из брендбука?

В брендбуке должно находиться все, касающееся бренда (торговой марки) и фирменного стиля. Например, для стандартного брендбука этот состав будет следующий:

● Внешний вид логотипа (товарного знака, торговой марки), фирменные цвета с привязкой к цветовым каталогам. Для печати используется таблица ПАНТОН, для отображения на мониторе система RGB. Для изготовления в наружной рекламе используется цветовая система RAL или привязка к цветным каталогам производителя материала (например к пленкам Oracal, МасТак).

● Фирменные шрифты, размеры и цвета шрифтов. Шрифтов может быть всего несколько или целая серия для каждого направления. Дается рекомендация, где и в каких случаях используется тот или иной фирменный шрифт. Может быть разработан индивидуальный фирменный шрифт непосредственно для данной торговой марки.

● Деловые аксессуары и фирменная документация. К ним относятся – фирменные визитки, бланки, конверты, диски СD, бланки электронных и бумажных писем и т.д.

Наружная реклама. Тут огромный спектр возможных работ в данном направлении. Многое зависит непосредственно от сферы деятельности компании. Особая роль уделяется дизайнерской разработке мест продаж, торговых точек, торговым залам. Каждая рекламная конструкция в брендбуке визуализируется. Обязательно наличие в брендбуке технического описания рекламных конструкций, перечня используемых материалов, габаритных размеров. Если применяется новая нестандартная производственная технология, то ее подробно описывают в брендбуке.

● Архитектура, экстерьер и интерьер брендируемого помещения. Обычно этому уделяется целый раздел в брендбуке. Подача оформления очень близка к классическому дизайн-макету интерьера. Только больший акцент делается на функциональность работы сотрудников и обслуживания клиентов. При необходимости подробно описываются различные фирменные интерьерные штучки, предметы дизайна и идеи. Архитектурным решениям в брендбуке уделяется огромное значение. Особенно когда помещения будущего бизнеса строятся с самого нуля (Например: автосалоны, АЗС, отдельно стоящие торговые точки).

● Фирменная одежда. Тоже очень важная составляющая любого фирменного стиля. В зависимости от доли визуального влияния этого элемента в бизнесе, в брендбуке фирменной одежде может уделяться от одного листа до целого отдельного каталога.

Брендирование автотранспорта. Не стоит думать, что данный аспект отображается только в брендбуках компаний, имеющих большое количество транспорта. Даже для небольшого ресторанчика имеет смысл уделить этому моменту пару идей, отразив их в дизайн-макетах. Это может быть просто реклама на такси или городском транспорте. Ну и конечно, брендирование транспорта является огромной составляющей фирменного стиля компаний, занимающихся транспортными перевозками, служб такси, авиакомпаний.

● Фирменные штучки и аксессуарчики. К ним относятся: различная фирменная мелочевка и подарки, ручки, кружки, значки, кепки, зажигалки и другой фирменный мусор. Эти вещицы обычно не вносят в брендбук. Но есть исключения, опять же в зависимости от сферы бизнеса. Например, в брендбуке страховой компании, банка или автосалона стоит уделить особое место мелким сувенирчикам и подаркам.

 

 

Зачем нужен брендбук?

Брендбук нужен для стандартизации фирменного стиля компании. Открывая новые филиалы в других регионах,   этот каталог бренда будет основным техническим документом по клонированию нового детища компании. Не будь такой описательной системы, идентичность компании смазывалась бы за счет человеческого фактора. В итоге в каждом отдельном городе или стране один и тот же бренд выглядел бы по-разному. А это недопустимо.

Можно ли отходить от канонов  брендбука?

У многих складывается впечатления, что брендбук - это как святое писание, отход от которого -смертный грех менеджера. Чувствовать свой индивидуальный фирменный стиль компании и поддерживать его в рамках корпоративного стандарта – это творческая работа. Бренд-менеджер, сталкиваясь с задачами, выходящими за рамки тезисов брендбука, должен найти верное решение, не противоречащее духу бренда. 

 

Брендбук создается навсегда?

Современный мир в рамках глобализационных процессов подвержен быстрым изменениям. Изменения касаются всего - социума, культуры, технологий. Бизнес первым реагирует на новые мировые тенденции. Это отражается на визуальных отображениях бизнеса – на бренде. И дело даже не в том, что мода и дизайн диктуют свои правила, а в том,  что появление новых материалов и технологий заставляет корректировать бренд. Ведь еще 30 лет тому назад никто даже не задумывался о том, как будет отображаться товарный знак на экране монитора компьютера. Потому что  сама компьютерная отрасль тогда только зарождалась. То же касается и наружной рекламы. Еще 5 лет тому назад подсветка вывесок и объемных букв осуществлялась световым неоном, а сейчас производители наружной рекламы перешли на светодиодную продукцию. Все значимые изменения в фирменном стиле компании должны отображаться в брендбуке.

Что такое ребрендинг (rebranding)?

Ребрендинг (rebranding) - это комплекс мероприятий по изменению бренда, торговой марки, фирменного стиля. Ребрендинг может быть поверхностным и глубоким. Небольшой рестайлинг бренда в компаниях, ориентированных на большие массы, происходит довольно часто. Обычно это происходит с периодичностью в 5 -10 лет. Достаточно понаблюдать за изменением фирменных логотипов  известных компаний. Серьезный ребрендинг происходит, когда компания решается на полное изменение своего имиджа, переходя на новый рынок, выпуск новых товаров или услуг. Ребрендинг часто необходим, при выходе компании на территорию новой страны, с другими культурными традициями. Так, например компания NIKE вначале своего появления на пост советском пространстве, в рекламе пыталась навязать правильное произношение своей марки, но все же смирилась с русским произношением «найк». 

Студия дизайна НОВОДИЗАЙН имеет достаточный опыт по разработке и оформлению фирменного стиля. Мы любим свою работу, поэтому делаем ее с душой. А это очень важно в любом творческом процессе.  Напоминаем, что студия НОВОДИЗАЙН входит в состав группы проектов компании НОВАЯ ИДЕЯ. У нас большой опыт не только в разработке дизайнерских идей, но и огромное число реализаций их под ключ. В работе мы используем свою собственную производственную базу, квалифицированных специалистов и самые последние рекламные технологии. 

Сизых Алексей